Он не верил тому, что говорили товарищи АА, пока его собственный опыт наконец не убедил его.
Моя первая домашняя группа проводила собрания в подвале церкви Старой Риги. Это была небольшая, но по тем временам достаточно активная группа, собиравшаяся по пятничным вечерам в составе семи-восьми человек. Хотя я и не считал себя полноправным членом АА (я еще не был уверен, действительно ли я такой алкоголик), собрания посещал довольно регулярно. Люди, которых я там встречал, почти без исключения всегда были рады меня видеть, тепло принимали и делились своим опытом потребления алкоголя и опытом жизни. Были как опытные товарищи со сроками трезвости, казавшиеся мне тогда недостижимыми, так и те, кто регулярно сообщал об очередном срыве. В своей трезвости я чувствовал себя вполне стабильно, истории о выпивке слушал с удовольствием, а вот разговоры о Боге, духовности и какой-то «программе» легко пропускал мимо ушей, считая себя в целом вполне рассудительным и рациональным молодым человеком (мне было 30 лет).
Время от времени на это собрание приходил человек, который в то время был трезвым столько же, сколько и я сейчас – около девяти лет. Его звали Ян, и я сразу его заметил, потому что он отличался от других завсегдатаев собраний. Больше всего его отличало то, чем он делился. В то время как большая часть группы говорила в основном о вреде, нанесенном употреблением алкоголя, Ян часто упоминал какую-то книгу и программу шагов. Также, именно от него я впервые услышал несколько распространенных лозунгов АА, таких как «Доверяй процессу», «Это работает, если я работаю с этим», «Медленно, но делай» и т. д. Ян выделялся своим отношением и другим подходом. Я бы не сказал, что он мне симпатизировал, но я не мог игнорировать то, что он говорил.
Однажды, когда Ян снова пришел на собрание (он не жил в Латвии, а приезжал сюда по работе), я услышал от него предложение встретиться и вместе почитать книгу – ту книгу, которую он так часто упоминал. И хотя в то время я не чувствовал острой необходимости что-либо менять в своем подходе к Анонимным Алкоголикам, во мне все же зародилось любопытство. Я согласился, и вскоре мы договорились встретиться в одном из кафе Риги.
К моему большому разочарованию, в ходе разговора вскоре выяснилось, что предложение Яна «почитать» книгу предполагало не только чтение, но и следование указаниям, описанным в книге. Я не был к этому готов, о чем и сообщил Яну. Ян, в свою очередь, без стеснения сказал мне, что, по его мнению, я снова начну пить, если я действительно алкоголик, но откажусь обратиться к программе. То, что он сказал, удивило и обидело меня. Я думал, он недостаточно хорошо меня знает, чтобы позволить себе сделать такие выводы. Но Ян оказался прав, хотя он и не был ясновидящим, а просто алкоголиком, вооруженным знанием о безнадежности природы алкоголизма. Через некоторое время со мной произошло то, что можно было бы назвать «обещанием» Первого шага: если я безнадежный алкоголик, я обречен пить. Возможно, то же самое произошло и с Яном. Но это точно случилось с Фредом, чей опыт описан в третьей главе книги «Анонимные Алкоголики»: «Я начал пить коктейль так же беспечно, как если бы пил имбирный лимонад. Тут я вспомнил, что мои друзья-алкоголики предсказывали, что если у меня “мышление алкоголика”, то наступит время, когда я снова начну пить. Они говорили мне, что, хотя я построю оборонительные сооружения, они рухнут перед любым простейшим оправданием для того, чтобы выпить первую рюмку.» («Анонимные Алкоголики», с. 40)
Пример Фреда – не единственное место в тексте, где читатель получает предупреждение о том, чего ожидать от болезни, если ее не остановить. На самом деле, такие отрывки можно найти почти на каждой странице первых нескольких глав. Так называемые обещания – это основанные на опыте наблюдения о том, что произойдет с алкоголиком, если он будет следовать или не следовать определенным инструкциям. В обещаниях нет ничего мистического или эзотерического. Практически говоря, у людей, страдающих хроническим алкоголизмом, наблюдаются симптомы заболевания, против которых, как показывает опыт, медицинские или психотерапевтические методы не оказывают стойкого эффекта. Доктор Уильям Д. Силкуорт заключает во введении к книге: «И хотя общее число вылеченных психиатрами значительно, мы, врачи, должны признать, что нам не так уж много удалось сделать по отношению к проблеме в целом. Многие типы больных не поддаются обычному психологическому подходу.» («Анонимные Алкоголики», с. XXXII)
Нужно что-то более сильное, чтобы избавиться от этой одержимости, которая заставляет алкоголиков снова и снова поднимать первую рюмку. То, что врач назвал «радикальным переломом в психологии человека», авторы книги называют «духовным переживанием» или «духовным опытом». И в столь же практической форме они обрисовывают читателю, что именно нужно сделать, чтобы получить этот опыт. Другими словами, они говорят: мы делали это и получили такой результат. Если ты сделаешь то же самое, скорее всего, ты тоже получишь такой же результат.
Например, одно из моих любимых и самых вдохновляющих обещаний содержится в Третьем шаге: «Когда мы искренне приняли эти условия, произошли удивительные вещи. У нас появился новый Хозяин. Будучи всемогущим, Он давал нам все, что нужно, когда мы не отдалялись от Него и выполняли Его волю. Взяв это за основу, мы стали все меньше и меньше интересоваться собой, нашими маленькими планами и прожектами. Все больше и больше нас интересовало, какой вклад мы можем внести в жизнь людей. Так как мы ощутили в себе новые силы, приобрели душевное спокойствие, обнаружили, что можем добиться успеха в жизни, и осознали Его присутствие, мы утратили страх перед настоящим и будущим. Мы как бы заново родились.» («Анонимные Алкоголики», с. 61)
В Четвертом шаге я читаю еще одно предупреждение, которое, наряду с предсказаниями первого шага, можно было бы назвать негативным обещанием: «Для алкоголиков, чьи надежды связаны с сохранением и ростом духовного опыта, недовольство особенно нежелательно. Как мы выяснили, оно смерти подобно, ибо, питая это чувство, мы загораживаемся от сияния Духа. И тогда безумие алкоголя возвращается, и мы снова начинаем пить. А для нас алкоголь – это смерть.» («Анонимные Алкоголики», с. 64) Листая вперед, читаю еще один пугающий прогноз: «Если же у нас нет сожалений и наше поведение продолжает причинять вред другим, то мы наверняка начнем пить. Это не теоретические рассуждения. Это факты из нашего прошлого опыта.» («Анонимные Алкоголики», с. 69)
Если обещания предыдущих шагов могут показаться довольно общими, Пятый шаг предлагает нечто вполне конкретное: «Совершив этот шаг и не утаив ничего, мы испытаем огромное внутреннее облегчение. Мы сможем честно смотреть людям в глаза. Мы ощутим покой и легкость в душе. Наши прошлые страхи улетучатся. Мы ощутим близость нашего Создателя. Раньше у нас могли быть отдельные элементы веры, теперь у нас появился духовный опыт. В это время многие чувствуют, что проблема алкоголизма исчезает сама по себе. Человек начинает ощущать себя на Широкой Дороге, по которой он движется в согласии с Духом вселенной.» («Анонимные Алкоголики», с. 73)
Конечно, почти каждый знаком с обещаниями Девятого шага, которые так часто зачитывают в конце собраний: «Если эта фаза нашего развития болезненна для нас, мы будем удивлены, когда половина пути окажется позади. Мы познaем новую свободу и новое счастье. Мы не будем сожалеть о нашем прошлом и вместе с тем не захотим полностью забывать о нем. Мы узнаем, что такое чистота, ясность, покой. Как бы низко мы ни пали в прошлом, мы поймем, что наш опыт может быть полезен другим. Исчезнут ощущения ненужности и жалости к себе. Мы потеряем интерес к вещам, которые подогревают наше самолюбие, и в нас усилится интерес к другим людям. Мы освободимся от эгоизма. Изменится наше мировоззрение, исчезнут страх перед людьми и неуверенность в экономическом благополучии. Мы интуитивно будем знать, как вести себя в ситуациях, которые раньше нас озадачивали. Мы поймем, что Бог делает для нас то, что мы не смогли сами сделать для себя. Не слишком ли это звучит многообещающе? Нет. Все это произошло со многими из нас, с одними раньше, с другими позже. Все это становится явью, если приложить усилия.» («Анонимные Алкоголики», с. 81)
Было время, когда я ломал голову, пытаясь понять, о какой фазе развития идет речь и когда все это начнет сбываться в моей жизни. Как долго надо быть трезвым, чтобы познать новую свободу и новое счастье? Через сколько собраний изменится мое отношение и взгляды на жизнь? Однако, если мы читаем эти обещания в контексте всей программы, становится ясно, что это тот момент, когда мы начинаем активно заниматься возмещением ущерба. Возможно, эти выдержки из Восьмого/Девятого шага помогут лучше понять, о какой фазе развития идет речь:
«Таким образом завершается Седьмой шаг. Теперь мы нуждаемся в поступках, ибо вера без действий мертва.» («Анонимные Алкоголики», с. 74)
«В данный момент мы пытаемся привести в порядок нашу собственную жизнь. Но это не самоцель. Наша настоящая цель – изменить свою жизнь таким образом, чтобы приносить максимальную пользу Богу и окружающим.» («Анонимные Алкоголики», с. 74)
«Нас ждет длительный период восстановления, в котором мы должны быть зачинателями. Покаянные речи и невразумительные извинения не оплатят всех счетов.» («Анонимные Алкоголики», с. 80)
Если в Первом шаге я признал, что безумен перед алкоголем, то в Десятом шаге я обнаружил, что мое здравомыслие вернулось, и это произошло в ходе процесса, который почти не имел ничего общего с самим алкоголем. Так вот в чем чудо программы АА:
« (..) мы перестали бороться с чем-либо или с кем-либо, даже с алкоголем. Ибо к этому времени к нам уже вернулось здравомыслие. Алкоголь редко будет интересовать нас. Если возникнет искушение, мы отшатнемся от него как от огня. Мы будем подходить к жизни с разумных и реалистических позиций. У нас само собой появится новое отношение к алкоголю, которое не потребует от нас специальных усилий. Оно просто придет. В этом заключено чудо. Мы больше не боремся и не избегаем соблазнов. Мы ощущаем себя как бы вне сферы действия этих проблем и чувствуем безопасность и защиту. Мы больше не даем зароки, проблема ушла сама. Она больше не существует для нас. В нас нет самоуверенности, но нет и страха. Таков наш опыт. Таково наше состояние до тех пор, пока мы поддерживаем духовность.» («Анонимные Алкоголики», с. 82)
Как любое чудо, это состояние мне тоже неподвластно – это дар, который я получаю, а не заслуга, которую я себе приписываю. Это вопрос отношения, и об отношении также говорится в обещаниях, содержащихся в Одиннадцатом шаге, который касается молитвы и медитации: «Она помогает при усердии и соответствующем отношении к ней. (..) Все это, в самом деле, приносит помощь, поверьте нам.» («Анонимные Алкоголики», с. 83–85)
Конечно, множество обещаний можно найти и в Двенадцатом шаге, и в так называемых «забытых главах», следующих за 7-й главой. Я процитирую одно: «Ваша жизнь приобретет новый смысл. Следите за тем, как люди выздоравливают, как они, в свою очередь, начинают помогать другим, как они перестают быть одинокими, как вокруг вас возникает братство. Широкий круг друзей несет с собой ценный опыт, которым не следует пренебрегать. Мы уверены, что вы от него не откажетесь. Частые контакты с новичками и друг с другом станут яркими событиями вашей жизни.» («Анонимные Алкоголики», с. 86)
В заключение я хотел бы вернуться к обещанию, которое дает мне силы и вдохновение в моменты, когда я, кажется, зашел в тупик. Его можно найти в главе «А как быть агностикам?», которая традиционно включается в описание Второго шага. Как я упоминал вначале, когда я пришел в АА, я не думал, что смогу поверить во что-то, что решит все мои проблемы. Вера была болезненной темой, которую я хотел избегать как можно дольше. Мне мешало не просто нежелание, а скорее кажущаяся неспособность поверить. Так что было приятно услышать обещание, что истинная вера приходит сама собой – мне просто нужно поддаться этому процессу.
«Мы можем лишь слегка прояснить суть дела. Если наши свидетельства помогут вам отказаться от предрассудков, научат мыслить честно, ободрят и придадут усердие в исследовании своего “Я”, тогда, если вы захотите этого, вы сможете присоединиться к нам, идущим по Широкому Пути. С таким взглядом на мир вы не пропадете. К вам, наконец, придет осознание веры.» («Анонимные Алкоголики», с. 54)
Андрис К.
Если ты являешься членом АА и тебе понравилась эта статья, мы будем благодарны за пожертвование. Информацию об этом можно найти на сайте aavinoga.org в разделе «Пожертвования». Деньги будут использованы для подписки на сайт и платформу SoundCloud. Пожертвования от других читателей, а также новичков не приветствуются.
Comments