Ошибочный диагноз может задержать выздоровление и привести к обострению заболевания.
Несомненно, самым известным событием в истории АА по несении вести является разговор между будущими соучредителями содружества Биллом У. и доктором Бобом в мае 1935 года в Акроне, штат Огайо. Доктор Боб согласился на беседу при условии, что она продлится не более 15 минут. Вместо этого разговор длился более шести часов. Этот разговор и то, что сказал во время него Билл, произвели на доктора Боба впечатление, которое полностью изменило взгляд опытного врача на своё состояние.
Сам Билл избавился от мучительной одержимости алкоголем, находясь в больнице под руководством доктора Уильяма Дункана Силкуорта в Нью-Йорке. (О том, что именно сделал Билл для достижения этой цели, можно прочитать на страницах 11–12 Большой книги). Это произошло в декабре 1934 года. В течение следующих шести месяцев Билл пытался рассказать о своем опыте другим алкоголикам, но безрезультатно. И все же разговор с доктором Бобом был более чем успешным. Возникает логичный вопрос: что именно сделал Билл, что произвело такое неизгладимое впечатление на доктора Боба?
Билл описывает, что он сказал своему собеседнику: «В нашей первой беседе я подчеркнул медицинскую безнадежность случая доктора Боба, в общих чертах пересказав высказывание доктора Силкуорта о дилемме алкоголика – «одержимость плюс аллергия». Хотя Боб был врачом, для него это была новость, печальная новость. Будучи гораздо более образованным в духовных вопросах, чем я, он не обратил особого внимания на эту часть моей истории. Он уже знал, что такое духовное решение, хотя и не мог сделать так, чтобы оно работало. Именно медицинский аспект потряс его больше всего – вердикт о неизбежном разрушении. Этот удар был особенно сокрушительным, потому что я был алкоголиком и на личном опыте знал, о чем говорю. В истории жизни доктора Боба, которую он позже написал для книги АА, и годы спустя в своей последней длинной речи в Детройте он очень ясно сказал: новый поворот в моей жизни был вызван не моими духовными учениями, а ужасающими близнецами – безумием и смертью, аллергией плюс одержимостью.» (АА Comes of Age, p. 67–68).
Билл помог доктору Бобу увидеть истинную природу болезни. Он помог ему понять диагноз алкоголизма (одержимость плюс аллергия), прогноз болезни (вердикт неизбежного разрушения, безумия и смерти) и напомнил о духовном решении. Правильный диагноз способствует правильному выбору мер по выздоровлению. И наоборот, неверный диагноз или даже его отсутствие могут не только помешать выздоровлению, но даже ухудшить состояние больного, учитывая прогрессирующий характер алкоголизма.
Весть, которую мы несём, по крайней мере на начальных этапах, можно упростить до такой логической цепочки: помочь человеку самому понять, является ли он алкоголиком, что означает, что он бессилен перед алкоголем, что означает, что его жизнь явно неуправляема, что означает, что он может быть заинтересован в решении, доступном в АА. В первых главах Большой книги («Мнение доктора» – «К агностикам») представлены те же принципы, но в более широком изложении, а в более поздней седьмой главе повторяются те же знакомые принципы и даются указания, как более эффективно применять их с другим алкоголиком, когда мы сами выздоровеем.
Наша задача в Анонимных Алкоголиках не в том, чтобы удержать человека от употребления алкоголя. Если мы понимаем истинную природу заболевания, то осознаем, что, по крайней мере, в долгосрочной перспективе, это невозможно.
Мой спонсор говорит, что любая проблема – это проблема Первого Шага. Ни один из Двенадцати шагов не будет работать, если он не основан на простой истине: я бессилен перед алкоголем и нуждаюсь в постоянной защите Высшей силы. Как получить и поддерживать эту защиту? Вот о чем эта книга.
Андрис К.
Comments