Обычный кризис
- Vīnogas redakcija

- Oct 30
- 4 min read
Updated: Oct 31
Наступает момент, когда мне нужно почувствовать смелость изменить то, что я могу, и мощными гребками выплыть из водоворота. Многолетняя трезвость и огромные приобретения, которые дала программа, позволяют глубоко вдохнуть и сохранять спокойствие.

Мне предложили написать о своём кризисе, которым я поделился на одном собрании полгода назад. Я согласился неохотно, сказав, что кризис давно прошёл и возвращаться к нему не хочется. Долго крутил в голове мысль о написании и созревал к решению всё-таки отказаться от предложения. Когда моё упрямое отношение достигло критической массы, пришлось признать, что во мне живёт обычное отрицание. Иными словами, кризис мутировал и никуда не исчез.
Трезвый я с середины девяностых, поэтому эти странные, тяжеловатые периоды время от времени переживал. Способность их проживать эволюционировала и отшлифовалась. Когда после довольно эйфорического начала трезвости пришёл первый кризис, я реагировал довольно примитивно. Закрывался, переставал общаться, впадал в зимнюю спячку. Одним словом, прятался от других и от себя, не смотрел в глаза монстру, который дышал мне в лицо бессмысленностью жизни и пытался загнать в ловушки неполноценности.
Как это сейчас? В юности тренер по плаванию рассказывал, как действовать, попав в водоворот. В реальной реке мне эти знания проверить не пришлось, но нынешнюю ситуацию могу описать именно как нахождение в водовороте. Первое — никакой паники. Потом: не дёргаться, не пытаться вырваться из воронки. Это будет лишним, только растранжирю силы и уйду под воду. Принять ситуацию, вдохнуть и позволить действовать силам природы. Сила засасывания неизбежно ослабеет. Наступит момент, когда мне нужно будет почувствовать смелость изменить то, что я могу, и мощными гребками выплыть из водоворота. Многолетняя трезвость и огромные приобретения, которые дала программа, позволяют глубоко вдохнуть и сохранять спокойствие.
Красиво поумничать — хорошо, но в реальности адекватные действия чередуются с разрушительными.
Понятия не имею, как бы я переживал плохие дни, если бы не программа АА. Могу только гадать, как было бы, если бы я следовал программе на все сто процентов. Потому-то я и могу говорить о своём кризисе в программе — потому что этих процентов недостаточно.
Сначала я был сильным, гордым мужиком, которому такие жалкие кризисы нипочём. Всё-таки пришлось признать бессилие. Известно, что на помощь приходят Второй и Третий шаг. Но почему-то я начал эстафету с Высшей Силой: то передаю ей эстафетную палочку, то она — мне.
Хорошо, что собрания всё ещё приносят радость и наполненность. Регулярно посещаю домашнюю группу и иногда хожу в другие. Друг вытаскивает и на собрания за пределами Риги.
Долго держался за убеждение, что достаточно Четвёртого шага, когда-то сделанного в прошлом. На семинаре летнего лагеря услышал, что инвентаризация себя должна проводиться чаще, особенно если я нахожусь не в лучшем жизненном периоде. Заставил себя писать, но спонсору так и не показал и никому не рассказал.
В Десятом шаге ясно и чётко сказано: если меня охватывают эгоизм, нечестность, обида, страх или какая-то другая душевная муть — мне нужно быстро найти кого-то, кому я могу помочь. Но я ведь никого не ищу. Бывают и хорошие вещи, подарки, проявления Высшей Силы или поддержка АА — как кому нравится это воспринимать. Навстречу пришёл член АА, и я обмолвился о своём (не)настроении, и он сказал мне: «Мне нужна твоя помощь по поводу Четвёртого и Пятого шагов». Как тут не радоваться? Ситуацию смягчает и то, что именно сейчас моё внимание нужно и близким.
У меня выработалась реакция на немедленное признание ошибок по Десятому шагу, но теперь случается заметать их под ковёр. Гордость, упрямое навязывание своей правды всё ещё требуют Четвёртого шага и напоминают о Седьмом.
Хорошо, что медитация медленно, но основательно вошла в мою жизнь. С неё начинается каждое утро и задаётся тон всему дню. Она позволяет видеть вещи целиком и не концентрироваться на моментных негативах. Именно в медитации порой удаётся осознать, что всё происходит так, как должно происходить, что в целом всё в руках моей Высшей Силы, и мне не нужно бояться ей довериться. В глубокой медитации приходит ощущение, что я — гораздо больше, чем моё маленькое эго, созданное представлениями и прошлым опытом. Меня очаровывает этот процесс, который я хочу углублять всё больше. Поэтому изучаю древние тексты разных учений, по возможности езжу на ретриты, использую возможности медитировать с единомышленниками.
Несмотря на это, молитва нередко становится формальной, а медитация — просто по привычке.
АА предлагает великолепную возможность, недоступную другим вне АА, — спонсорство. Это привилегия: я могу что-то дать другому и получить не меньше взамен. Когда происходит это взаимодействие, возникает ощущение, что я перемещаюсь в другое измерение, где есть только существенное, и повседневные мелочи исчезают. Несмотря на всё это, когда недавно я закончил спонсировать одного человека и мне предложили следующего, я отказался, потому что мне, видите ли, нужна пауза и отдых.
Служение тоже не даёт утонуть. Если мне доверяют представлять группу в делах Содружества, это не позволяет быть слабым.
По-прежнему считаю, что программа АА — самый большой подарок в моей жизни, и только от меня зависит, насколько разумно я её использую.
Арвидс
Если ты являешься членом АА и тебе понравилась эта статья, мы будем благодарны за пожертвование. Информацию об этом можно найти на сайте aavinoga.org в разделе «Пожертвования». Деньги будут использованы для подписки на сайт и платформу SoundCloud. Пожертвования от других читателей, а также новичков не приветствуются.


Comments