Член АА рассказывает о том, как он учился молиться, чтобы молитва работала.
Почему молитва не работает?
Я никогда не верил в Бога. Но я всегда молился. Всегда. Когда кто-то не отвечал на мои звонки, на работе не ладилось, когда я ждал важных новостей. Я молился какому-то Богу просто на случай, если он существует. А еще я молился потому, что ничего другого в таких ситуациях сделать не мог. Страх был настолько велик, что я обращался к Богу, прося его сделать так, чтобы все было хорошо. Я даже ходил в церковь, жёг свечи за то, чтобы мой новый рабочий проект увенчался успехом. Я говорил Богу: «Я так стараюсь!» Но в тех случаях, когда я старался чуть меньше и чувствовал, что не сделал что-то идеально, я просил Бога совершить чудо – чтобы то, что я делаю, вызвало у людей восторг. Пусть я буду на коне. Пусть меня любят и восхищаются мной.
Делал ли Бог это? Иногда да, иногда нет. Но чаще всего частично. Так что вряд ли Бог получил бы от меня «зачет» в своем зачетном листе в то время. Но я не обижался, потому что Бог был «последним вариантом». «Запасным игроком», как однажды Билл В. не без иронии описал роль Бога в жизни таких, как я. Но, как бы то ни было, пока я молился, какое-то время я чувствовал себя лучше.
Когда я пришел в АА, я не хотел ничего знать о Боге. Я был убежден, что те, кто благодарит Бога за свою трезвость, либо лицемерят, либо просто не понимают своих собственных заслуг. Даже молитва в конце собрания вызывала во мне некоторое сопротивление – «да исполнится воля Твоя, а не моя». Помню, на одном из собраний анонимный друг, который стоял рядом со мной и держал меня за руку, довольно громко сказал: «Да исполнится воля МОЯ, а не Твоя». Мы оба начали смеяться. Не только потому, что Зигмунд Фрейд так сильно нас рассмешил, но и потому, что это было очень похоже на то, чего мы действительно хотели в тот момент.
В конце концов мне удалось победить этот диссонанс в своей голове. Я понял, что Его воля – это нечто доброе и благородное, в то время как моя воля – это нечто эгоистичное и корыстное. На какое-то время этой концепции воли Высшей силы мне было достаточно. Но я продолжал время от времени просить Бога, чтобы тот или иной человек поскорее перезвонил мне или чтобы мой новый проект на работе вызвал всеобщее восхищение. Странное совпадение, но Бог прислушивался к таким молитвам гораздо реже, чем когда я просто просил исполнить Его волю.
Почему молитва работает?
Так я постепенно понял, что дело не в том, что Бог хочет или не хочет слышать, а в том, что я прошу Его сделать. Один мой очень близкий анонимный друг сравнил эту идею с трудовым договором, где есть пункт – обязательства сторон. Есть обязательства Бога, а есть мои обязательства. Проблема, по его словам, в том, что мы часто путаем сферы ответственности: я хочу делать работу Бога, а от Него ожидаю, что Он будет делать мою. Например, я хочу изменить других людей, их жизни, а иногда и миропорядок, но ожидаю, что Бог прочитает за меня тот объем материала, который мне нужно прочитать по работе, позвонит коллеге (или напишет статью для «Vīnoga»).
Это объяснение до сих пор помогает мне. Кроме того, в АА я узнал еще одну вещь. На самом деле две. Первая – это то, что молиться нужно своими словами. Вторая – что молиться нужно только о Божьей воле. Я должен добавить, что никогда не смог бы смириться с этим, если бы не прошел Двенадцать шагов вместе со своим спонсором и не увидел, что на самом деле именно Божья воля дает мне свободу и счастье, а не мои собственные эгоистичные желания и планы. В Третьем Шаге я почувствовал, как легко отдать свою жизнь Богу. Но это не сработало бы без других шагов.
Например, в Четвертом шаге я увидел, насколько велики мои амбиции, как сильно я хочу реализовать себя таким, каким я себя представляю. Таким, кто, по моему (!) мнению, сделает счастливым и меня, и других. Оказалось, что пока я полагаюсь на это воображаемое «я», я буду бояться жить (потому что у меня может просто не получиться). И как же легко жить, если я верю, что сегодня я такой, каким меня хочет видеть Бог. Обещания говорят о новой свободе. Только недавно я понял, что слишком долго ждал «старой» свободы от программы, то есть свободы делать все по-своему, в соответствии со своими старыми привычками, потому что я знаю, как лучше. Сегодня новая свобода – это не знать как лучше. Не знать, каким я должен быть. Довериться тому, что Бог знает и ведет меня.
Наконец, мы знаем, что вера без действий мертва. Возможно, это одна из причин, почему мои молитвы не срабатывали в прошлом. Я не знал или не хотел знать, как правильно действовать. Программа АА предлагает мне многое – следить за собой (не за другими), замечать, когда я снова становлюсь эгоистичным, корыстным, нечестным или испытываю страх. Но, наверное, самое главное – это позволить Богу делать Свою работу. Вместо того чтобы сидеть и ждать результатов, и контролировать Бога, довериться Ему и отпустить. Недавно мудрый друг, о котором я уже упоминал выше, предложил еще одно действие. Когда инвентаризация Четвертого или Одиннадцатого Шага завершена, дописать в конце – «отдано Богу», дата, подпись. Принцип обязательства сторон действительно работает.
Д.
Если ты являешься членом АА и тебе понравилась эта статья, мы будем благодарны за пожертвование. Информацию об этом можно найти на сайте aavinoga.org в разделе «Пожертвования». Деньги будут использованы для подписки на сайт и платформу SoundCloud. Пожертвования от других читателей, а также новичков не приветствуются.
Comments