Второе дыхание моей трезвости
- Vīnogas redakcija

- Oct 30
- 6 min read
Updated: Oct 31
После первого года трезвости, эйфории и служений мне пришлось столкнуться с усталостью, сомнениями и духовной пустотой. Но именно этот период стал точкой глубокого роста, новым доверием к Богу и возвращением к живой, радостной трезвости.

Начало пути
У меня не сразу получилось зацепиться за трезвость. Первое время, почти год, я регулярно возвращалась к алкоголю. Нелегко было отбросить свои установки – я сама справлюсь, я лучше знаю – и смириться с тем, что трезвость должна быть на первом месте. Еще труднее было принять, что я должна отдать свою жизнь Высшей Силе, в которую на тот момент не верила.
Но, как сказано в книге АА: «...алкоголь обладает большой силой убеждения. В конце концов он заставляет человека быть благоразумным. Иногда это был утомительный процесс; мы надеемся, что ни у кого из вас предрассудки не будут держаться так долго, как у некоторых из нас» (Анонимные Алкоголики, стр. 47).
После последнего запоя я сдалась и приняла самое важное решение в своей жизни – принять все рекомендации АА и открыть свой разум и душу для Высшей Силы. Я закончила первый круг Шагов, во время которого еще периодически пила, и с новым отношением к программе и к Высшей Силе решила пройти их во второй раз с новым спонсором. Тогда начали происходить чудеса: плохое состояние, страхи и ощущение бесцельности жизни стали уходить, а на их место пришли радость, чувство безопасности и понимание, что я могу быть кому-то полезна.
Я очень хорошо помню, как встретила свой первый юбилей трезвости. Я летала! Ходила на собрания разных групп и с воодушевлением рассказывала, что программа работает, а обещания сбываются. Мне казалось, что так будет всегда.
В то время я активно занималась служениями, бралась за все подряд. А в год трезвости у меня появилась первая подспонсорная. Спонсором никто не рождается, и я совершила, как потом узнала, очень типичную ошибку новичка: старалась быть другом, психологом, спасателем для своей подспонсорной.
Конечно, в итоге из этого ничего не вышло. Подспонсорная регулярно отменяла встречи, а я, сначала относясь к этому с пониманием, со временем начала злиться – ведь я отменяла свои планы ради этих встреч! Я видела, что мне становится хуже, ей – тоже. А ведь эта связь должна приносить противоположный результат.
Моя спонсор несколько раз советовала отказаться от этой работы, но у меня снова включилось упрямство. Не хотелось сдаваться и признавать себя никудышным спонсором. Как будто от меня что-то зависело, будто это я могу выздороветь человека, а не Бог. В итоге и здесь пришлось признать свое бессилие и прервать работу с подспонсорной.
Кризис
После этого во мне осталось много непроработанных эмоций и страхов. Все совпало с самым неприятным для меня временем года – ноябрем. Я незаметно скатилась в тоску и саможалость. Помню, я позвонила спонсору и сказала, что чувствую апатию и депрессивное настроение. Она ответила, что это нормально для ноября, и посоветовала не зацикливаться на плохом, а просто продолжать делать то, что делаю.
Но у меня не получалось не зацикливаться. Я все чаще ловила себя на мыслях:
«Почему я одна все это тяну? Почему у меня нет времени ни на что другое, кроме АА? Может, я могу попробовать пожить без всего этого и посмотреть, что будет?»
Несмотря на мои сомнения, Бог меня не покидал. Одним из моих служений был перевод статей для этого журнала. И именно тогда, когда я подумывала бросить АА, мне прислали на перевод статью об Обещаниях программы. В ней говорилось не только о позитивных вещах, но и о предупреждениях Первого шага: что случится с алкоголиком, если он будет или не будет следовать определенным указаниям (та статья – Откуда вы это знаете?). Что это, если не знак от Высшей Силы? По крайней мере, я восприняла это именно так – и не осмелилась забросить собрания.
Но мое состояние не улучшалось. Напротив – стало хуже. Включилась гордыня и страх признаться на собраниях, как мне плохо на самом деле. Ведь я была примерной выздоравливающей, недавно вдохновленно рассказывала, как у меня все классно.
И снова произошло чудо. Один из согруппников сказал на собрании, что в последнее время ему не нравится его трезвость, и описал свои чувства – они полностью совпадали с тем, что происходило со мной. Тогда я тоже осмелилась поделиться своими переживаниями.
Помню, после одного собрания, где я в очередной раз жаловалась, как мне плохо, один из братьев сказал: «Значит, расслабилась. Где-то не доделываешь».
Ох, какая волна злости тогда на меня нахлынула! Сейчас я понимаю, что он был абсолютно прав. Я опять решила, что могу справиться сама. Позвонить кому-то стало для меня почти невыполнимой задачей – то есть мой Десятый шаг отсутствовал. И Двеннадцатый тоже: после неудачи с первой подспонсорной я боялась брать новых, да и желающих не было.
Я даже спрашивала опыт у других: где они берут своих подопечных? Не понимала. В одном из таких разговоров одна сестра АА спросила, можно ли давать мой номер, если кому-то понадобится спонсор. Я сказала «да», но была уверена, что никто не позвонит.
Еще одна сестра регулярно присылала мне спикерские, пытаясь помочь. Но во мне снова включилось упрямство и протест: «Не хочу, чтобы на мои установки и понимание программы влияли какие-то популярные ААшники». Сейчас это кажется полным безумием. Я была не в себе и не хотела этого замечать.
Но душевная боль и пустота, становившиеся все сильнее, в итоге заставили меня включить одну из спикерских. В ней говорилось, что программа – это не шведский стол: я не могу делать только то, что мне нравится. Или я делаю все, или программа не работает. Опять появилось ощущение, что моя Высшая Сила со мной поговорила.
Я начала искать другие спикерские о кризисе в программе, о «почивании на лаврах». Прослушав несколько историй, я испытала полную идентификацию – как когда-то на своем самом первом собрании. Только теперь это были рассказы людей, которые отошли от АА и что с ними стало происходить: апатия, изоляция, ощущение, что внутри натягивается пружина, готовая вот-вот лопнуть.
Но позвонить спонсору я все еще не решалась. Последней каплей стали возвращающиеся мысли об алкоголе. Я размышляла, может, мне надо уйти в запой, чтобы снова пришло смирение и вместе с ним радостная трезвость. (Очередная безумная мысль!)
Второе дыхание
Ответ пришел во сне. Мне приснилось, что я купила себе крепкий напиток, налила в стакан и, нюхая, раздумываю: пить или не пить. И в итоге выливаю содержимое в раковину. Утром я проснулась в шоке, но с четкой мыслью: если даже во сне я решила остаться трезвой, хватит страдать – нужно что-то делать.
Я взяла телефон и, сквозь слезы, наговорила голосовое сообщение спонсору: рассказала, как мне плохо и что я не знаю, что делать, есть ли у нее какие-то рекомендации.
Спонсор сразу перезвонила и сказала: «Бери тетрадь и пиши». У нее был целый список советов на случай эмоционального упадка. Первым пунктом был Одиннадцатый Шаг – выписать молитвы из книги АА и использовать только их неделю, читая сам шаг каждый день.
Сначала я подумала: «Я же молюсь каждый день, чем это поможет?» Но, выписывая молитвы, я поняла, сколько важных моментов упустила. Я забывала просить избавить меня от своеволия, саможалости и других недостатков. Забывала просить направлять мои мысли и решения. Я набрала множество красивых фраз вроде: «Боже, будь светом в моих глазах и улыбкой на моих устах», – а главное упускала.
Еще нужно было перечитать первые главы книги до 56-й страницы, напомнить себе обещания и предупреждения. Была и другая рекомендация – жить в сегодняшнем дне, почаще говорить слово «сегодня». И напоминание: я делаю действия, а результат за Богом. Это помогло мне пересмотреть отношение к спонсорству.
Я от души попросила Бога дать мне подспонсорную. И знаете, на следующий день мне позвонила незнакомая женщина и попросила провести ее по Шагам.
Если бы кто-то рассказал мне это раньше – не поверила бы. Но это произошло со мной. И теперь я знаю: чудеса действительно случаются, когда я искренне обращаюсь к Высшей Силе.
Оказалось, что мой номер она получила через ту самую сестру, которая когда-то спрашивала, можно ли его давать. Она получила его пару недель назад, но все не решалась позвонить. А тогда я ведь еще не была готова. Но как только приняла решение, что хочу продолжать быть полезной и делать это вместе с Высшей Силой – нашелся человек, которому нужна помощь. Мы начали работу, и очень быстро мое состояние выровнялось.
С тех пор все так и продолжается. Если раньше я удивлялась, откуда люди берут подспонсорных, то теперь у меня нет перерывов – сейчас у меня две подопечные. И хоть пока ни одну из девочек мне не удалось довести до конца по Шагам, я очень благодарна каждой из них за свою трезвость и за те уроки, которые приходили ко мне во время нашей совместной работы.
И да – я опять радостная и счастливая, как в первый юбилей трезвости. Только теперь я знаю, что, чтобы это не закончилось, мне нужно неустанно делиться своим опытом с теми, кто еще страдает, звать Бога во все свои дела и не забывать про Десятый шаг.
И вот снова ноябрь, но в этот раз я встречаю его с миром в душе и огромной благодарностью Высшей Силе и АА за свою трезвость.
Екатерина
Если ты являешься членом АА и тебе понравилась эта статья, мы будем благодарны за пожертвование. Информацию об этом можно найти на сайте aavinoga.org в разделе «Пожертвования». Деньги будут использованы для подписки на сайт и платформу SoundCloud. Пожертвования от других читателей, а также новичков не приветствуются.


Comments