top of page

Чужие среди своих?

Член АА рассказывает о ситуациях, когда не все имеют одинаковый доступ к выздоровлению.


Эпизод первый


Некоторое время назад я регулярно посещал собрание, которое было ближайшим к моему тогдашнему съёмному жилью. Это была не моя домашняя группа, но я иногда вел там собрания, потому что был достаточно долго трезв и всегда рассматривал это служение как часть своего долга перед Анонимными Алкоголиками. Однажды после собрания, на котором я исполнял обязанности секретаря, ко мне подошел один из участников. Худой пожилой человек в нестиранной одежде, от которого пахло уличной жизнью и слегка помутился рассудок, на примитивном, бессвязном языке (но он был трезв) стал расспрашивать меня о том, кто такой спонсор, о котором я так положительно отзывался. Я объяснял как мог, торопился побыстрее убрать помещение, чтобы можно было уйти, как будто я куда-то опаздывал. Он не отпускал меня и спрашивал, где я могу найти такого спонсора? И в этот момент я узнал о себе новую, неприятную правду. Я понял, что эта динамика диалога ведет к тому, что я могу стать спонсором этого, возможно, бездомного человека. Такая реальность не входила в мои планы, потому что это был не «мой человек». Это был не тот алкоголик, которого я представлял себе в качестве своего первого подспонсорного. Мне нужен был художник, интеллектуал, мачо-транжира – в общем, интересная личность, но не какой-то там Юрчик с москачки. Я не помню, что именно я ему сказал, но каким-то образом я выкрутился из разговора, намекнув бедному старику между строк, что ему действительно стоит найти человека, который сможет ему помочь, но этим человеком буду не я. Я ушел домой с этой встречи, возмущенный своим поступком. Неужели я настолько тщеславен, что по пустяковым причинам отворачиваюсь от человека, который обращается за помощью? Если бы я увидел такой поступок со стороны, то осудил бы высокомерного брата, который отталкивает человека только потому, что он не находится на одном с ним социальном уровне. Но оказалось, что именно таким я и являюсь. Я чувствовал себя паршиво. Я поговорил со своим спонсором и решил предложить помощь при следующей встрече с этим человеком, но больше мы с ним не встречались.

Эпизод второй


Во время второй волны ограничений ковида собрания снова были запрещены. Люди из более чем двух домохозяйств не могли находиться в одном помещении без уважительной причины. По мнению латвийских законодателей, проведение собраний Анонимных Алкоголиков не входило в список уважительных причин, поэтому собрания АА официально проводились только в интернете. Лично я был не согласен с трактовкой латвийским государством адекватной политики изоляции, поэтому, когда меня втихую пригласили на тайную встречу братьев и сестер АА, я без лишних слов принял предложение. На первой же встрече было настоятельно подчеркнуто, что это не официальное собрание АА, отсюда и неофициальное, но очень звучное название этой тайной встречи: «nepulce» – «несобрания» (вместо слова «sapulce» – «собрание»).


Поначалу это была всего лишь одна встреча братьев и сестер АА, которые обладали способностью абстрактно смотреть на законы о свободе собраний, издаваемые государством. Вскоре, однако, несобрания стали проводиться регулярно, раз в неделю, в определенное время и в определенном месте. Появились даже небольшие ритуальные традиции, например, кто приносит закуски, чай и кофе. Возможно, для кого-то это была простая встреча с единомышленниками, потому что они считали, что изоляция, связанная с государственными ограничениями, опаснее риска подхватить и передать вирус, но, несмотря на четкое указание в названии, что это не является собранием, в целом встречи были обычными собраниями АА с атмосферой домашней группы, но с одним большим отличием: доступ в эту по своей сути новую группу АА был эксклюзивным и ограниченным.


Мне очень нравилась атмосфера и акцент на выздоровлении. Для меня это была не просто встреча с единомышленниками, а домашняя группа в то время, когда другие встречи с братьями и сестрами АА были ограничены. В то же время я понимал, что трудно определить, какие критерии формируют контингент членов этой негруппы, но было ясно, что это нечто большее, чем способность не настучать на нелегальные собрания. Не берусь утверждать, но уверен, что личные симпатии играли большую роль в том, кто был приглашен, а кто нет на это несобрание. Одно можно сказать точно – желание бросить пить было не единственным условием участия.

Эпизод третий


Переезжая довольно часто, я был очень рад, когда наконец переехал в дом, где по соседству находилась группа анонимных алкоголиков. Я как-то уже посещал одно из их собраний, и, несмотря на то, что это была небольшая группа, состоящая всего из четырех человек, я наконец-то жил в месте, где путь от моей квартиры до собрания АА занимал меньше времени, чем приготовление чашки кофе. Поскольку я не был на собрании этой группы уже больше года, я решил проверить на латвийском сайте Анонимных Алкоголиков, проводится ли еще это собрание. Да, сайт подтвердил, что собрание проводится в то же время и в том же месте, что и раньше. Поэтому одним январским вечером я отправился на собрание в соседний дом. Придя на место, я обнаружил, что дверь заперта, и не нашел никакой информации о том, что здесь проходит группа АА. Когда до начала собрания оставалось всего пять минут, я начал сомневаться, состоится ли оно вообще. Найдя на сайте АА номер телефона, я позвонил по нему. Взял трубку мужчина, и когда я объяснил, что стою перед дверью собрания, а оно закрыто, голос на другом конце объяснил: «Нет, ну у нас есть своя чат-группа, где мы договариваемся, когда встречаться лично, а когда нет, и сегодня мы не встречаемся». Я был в легком шоке. Я объяснил, что в таком случае нужно убрать информацию с сайта или добавить информацию о нерегулярности встреч. Мужчина только вздохнул и пробормотал: «Ну, да, может быть...» Я еще надеялся, что, может быть, мне предложат вступить в чат-группу, чтобы я мог знать, когда будут проходить эти эксклюзивные встречи, но предложения не последовало, и я ушел домой разочарованный, с новой обидой в кармане. Второй раз на группу я не пошел, не позвонил, но на сайте АА никаких изменений о встречах не появилось, и, судя по опубликованной там информации, собрания группы проходят в определенное время и в определенном месте. Может ли посторонний алкоголик, не состоящий в списке чата группы, реально присутствовать на собрании группы без предварительной записи, я не знаю.

Эпилог


Цель этой статьи не в том, чтобы осудить или привести кого-то к правильным выводам. Я просто хотел задокументировать нашу неидеальность. Насколько я знаю, большинство людей, участвовавших в этих эпизодах, ежедневно вносят существенный вклад в жизнь сообщества Анонимных Алкоголиков и активно помогают другим выздоравливающим алкоголикам. Самооценка и оценка собственной работы важны, но осознание своих недостатков, пожалуй, еще важнее. Я хочу сказать, что мы делаем хорошую работу, но я думаю, что мы можем делать ее еще лучше, если захотим!

Автор анонимный


Если ты являешься членом АА и тебе понравилась эта статья, мы будем благодарны за пожертвование. Информацию об этом можно найти на сайте aavinoga.org в разделе«Пожертвования». Деньги будут использованы для подписки на сайт и платформу SoundCloud. Пожертвования от других читателей, а также новичков не приветствуются.


Recent Posts

See All

Comments


Commenting has been turned off.
bottom of page