top of page

Я не Бог

В 12-м шаге говорится, что выздоровление не зависит от людей, а только от отношений с Богом. Относится ли это также к отношениям со спонсором?



В контакте с Большой книгой


Если ваш спонсор говорит вам есть землю, то вопрос может быть только один: есть вилкой или ложкой? Время от времени такое утверждение я слышу на собраниях. Согласен ли я с ним, я не знаю. Вероятно, мой ответ меняется время от времени. Но мне интересно думать над этим утверждением. Что такое спонсор, какие отношения должны быть у меня с моим спонсором и моими подспонсорными, есть ли универсальный рецепт или правила?


Некоторое время назад я начал проходить программу во второй раз с другим спонсором. Этот опыт очень отличается от предыдущего. Потому что мы работаем только удаленно – мой спонсор живет в Италии, и я никогда не встречался с ним лично. Прохождение Шагов вместе с ним порой напоминает квест – он присылает мне вопросы, я ищу ответы в Большой книге, я отправляю их обратно, он в ответ присылает мне комментарии. Иногда помимо вопросов я получаю задания: например, позвонить незнакомому члену АА и поговорить с ним на определенную тему. И на все это установливаются жесткие временные рамки.


Мне очень нравится этот подход. Во-первых, я вынужден более тщательно изучить Большую книгу (один из вопросов, например, был о том, сколько выздоравливающих алкоголиков было на момент написания книги – вопрос, на который я не мог ответить, не открыв книгу и не прочитав внимательно Предисловие). Я установливаю более тесный контакт с Большой книгой. Во-вторых, это очень дисциплинирует меня – я знаю себя и знаю, что в противном случае я бы часто откладывал выполнение заданий.


Отчаяние и вера


Работа со спонсором в таком формате сделала работу над программой важной частью моей жизни, приоритетом: я каждый раз должен планировать время для выполнения заданий, я не могу сказать спонсору, что у меня не будет нескольких часов для программы в ближайшие два дня. Потому что я знаю, что он ответит – значит тебе это не нужно. Он также научил меня, что человек готов работать по Двенадцати Шагам, когда он в отчаянии, потому что тогда он готов «сделать что угодно» (как сказано в Большой книге).


Сейчас, когда я оглядываюсь на отношения со своими подспонсорными, я думаю, что это был один из ключей к успеху нашего сотрудничества. Первое – это степень их отчаяния и, соответственно, готовность работать. А вторая – это вера в то, что если шаги помогли мне, то они смогут спасти и их.


Какой я спонсор?


Когда я только начал заниматься спонсорством, я старался подстроиться под своих подопечных. Я старался относиться с сочувствием, если человек не хотел что-то делать. Например, писать Четвёртый шаг или делать Третий. Я пытался изобрести новые способы помочь человеку. Пока я не понял, что не только не могу, но и не хочу этого делать. Одному подопечному, у которого был большой талант торговаться со мной (как, наверное, у многих алкоголиков), я ответил, что не могу придумать новую программу, которая бы соответствовала его уникальной личности, потому что я просто не могу этого сделать - моя работа заключается в том, чтобы делиться тем, что было передано мне моим спонсором, делиться тем, что помогло мне. Наше сотрудничество закончилось, но я знаю, что через некоторое время он отчаялся (!) и начал успешно работать с другим спонсором.


Кто-то наверняка почувствует, что в этих строчках скрыта моя обида. Да, мои подспонсорные приносят мне радость, но также от них мне достаются обиды и гнев. Когда они не хотят работать, когда они придумывают отговорки, чтобы не делать что-то, когда они просто исчезают. Но я благодарен за это. Потому что каждая такая обида показывает мне, что со мной по-прежнему не так. Где я еще не готов к самой важной (и, наверное, единственной) цели – служить Богу.


Каждый следующий подопечный – это мой опыт. Чем больше я анализирую свои ошибки, тем больше убеждаюсь: да, я должен быть готов отдавать свой опыт бескорыстно, неэгоистично, хотя на самом деле от меня в этом процессе зависит очень мало. Мне следует помнить, что я являюсь лишь каналом связи, а не источником. Источник больше меня, и здесь я тоже не должен играть Его роль. Когда я становлюсь эгоистичным, я напоминаю себе, что я не Бог. И если раньше эти слова звучали как капитуляция перед лицом неудачи, то теперь это мое напоминание самому себе перед тем, как ответить, что я готов стать чьим-то спонсором.

Алкоголик Д.



bottom of page